Проектирование информационных систем & интернет-ресурсов

Опубликовано 25.04.2017 · в Прототипирование

Четкое понимание специфики подходов к проектированию информационных систем и интернет-ресурсов является залогом успешного выполнения этой задачи. При этом важно не только хорошо владеть методами проектирования, разбираться в их особенностях, но и понимать суть разрабатываемого проекта. Чтобы было понятнее, стоит разобраться в используемых понятиях.

Под интернет-ресурсами (ИР) мы подразумеваем сайты-визитки компаний, порталы, а также интернет-магазины.

Информационная система (ИС) – программно-аппаратная система, основным назначением которой является автоматизация процессов управления информацией, оптимизация деятельности пользователей по хранению, получению и модификации информации. Проще говоря, основная задача ИС – удовлетворение информационных потребностей пользователей в рамках определенной области.

Задачи успешного проектирования ИС и ИР:

  • обеспечить соответствующую функциональность и возможность адаптации в изменяющихся актуальных условиях рынка
  • обеспечить необходимую пропускную способность
  • обеспечить оптимальное время реакции на запросы пользователей
  • обеспечить доступность и готовность системы или ресурса для бесперебойного функционирования
  • обеспечить простоту использования и технической поддержки системы или ресурса

Этапы проектирования ИС и ИР

В обоих случаях проектирование представляет собой ряд связанных между собой этапов, а именно:

  • сбор требований
  • выявление целей создания проекта
  • выявление целевой аудитории
  • анализ конкурентов
  • задачи-проблемы-решения
  • выявление задач потенциальных пользователей
  • проблем при выполнении данных задач
  • варианты решения этих проблем
  • стратегия развития проекта
  • визуализация с помощью Mind map
  • проработка структуры
  • прототипирование
  • юзабилити тестирование

Особенности целевой аудитории ИС и ИР

На наш взгляд, именно этот этап проектирования требует особого внимания. На данном этапе проводится выявление и глубокое изучение целевой аудитории. Также предстоит выделить несколько целевых групп, каждая из которых будет характеризоваться определенными критериями: социально-демографическими, психографическими, поведенческими, географическими и др.

Здесь очень важно понимать, в чем же кардинальное отличие целевой аудитории информационной системы и целевой аудитории интернет-ресурса. Именно этот аспект влияет на все дальнейшие этапы проектирования и определяет специфику выполнения данной работы.

information_sistem

Целевая аудитория информационной системы заинтересована в работе с ней. Представителям этой аудитории так или иначе придется освоить ИС, изучить ее интерфейс, особенности работы и в некотором смысле даже подстроиться под систему. Это означает, что пользователь просто не имеет возможности отказаться от работы с предлагаемой ему системой.

design-prototypes

Целевая аудитория интернет-ресурса напротив более избирательна, требовательна и имеет характерные черты потребительского поведения. Сайт-визитка, портал или интернет-магазин должны быть разработаны конкретно под требования потенциального посетителя. В данном случае именно интернет-ресурс «заинтересован» в удержании пользователя, а также стимулировании совершить целевое действие. В противном случае целевой клиент уйдет к конкуренту.

Таким образом, при разработке информационной системы и интернет-ресурса важно не только хорошо разбираться в методах проектирования, но и понимать специфику разрабатываемого проекта, его задач и, самое главное, характеристик целевой аудитории. Понимание описанных нами особенностей целевой аудитории ИС и ИР позволит максимально точно определить будущий функционал, интерфейс и наиболее успешно выполнить задачи проектирования.