Первичный брифинг Заказчика при удаленном сотрудничестве

Опубликовано 14.02.2017 · в Юзабилити в жизни

На сегодняшний день важнейшей ценностью для каждого человека является время. Все больше людей осознают это и поэтому часто отдают предпочтение удаленному сотрудничеству, в том числе выбирая в качестве исполнителей фрилансеров. Действительно, такой вид деловых взаимоотношений имеет массу преимуществ, но и определенные трудности. Особенно, если речь идет о разработке сайта, когда требуется максимальное взаимопонимание между заказчиком и исполнителем.

Говоря другими словами, основополагающим аспектом в разработке сайта является коммуникация с заказчиком. Он должен максимально точно и четко сформулировать задачу и объяснить свое видение конечного результата. В свою очередь исполнитель должен помочь ему в этом, ведь клиент часто не представляет, что ему действительно нужно.

Задачи и видение конечного результата

Еще до начала работы над сайтом разработчику нужно четко понимать ряд важных аспектов, которые необходимо выяснить у клиента. К ним относится:

  1. Цель создания сайта (для увеличения продаж, для расширения аудитории, для престижа)
  2. Структура сайта (количество разделов, наименование разделов и подразделов, расположение и ориентация меню и др.)
  3. Сложность дизайна. Здесь клиенту необходимо определиться между уникальным дизайном и стандартным решением. При этом нужно узнать у клиента его пожелания относительно цветовой гаммы и других нюансов. Возможно, он может показать сайт, который близок по своему дизайну к желаемому.
  4. Механизмы для работы сайта — требуемый функционал. Все ресурсы располагают некими общими механизмами, однако, довольно часто могут понадобиться дополнительные. В этом случае разработчику нужно предельно точно понимать, что нужно клиенту. Таким образом, он сможет соответствующим образом разработать и настроить данные механизмы.

Итак, мы определились, что именно нужно узнать у заказчика, прежде чем приступать к разработке сайта. Однако, здесь возникает другой вопрос. Как же это все осуществить, если сотрудничать удаленно?

Варианты взаимодействия заказчика и клиента удаленно
Бриф

brifНа наш взгляд, это один из оптимальных способов уточнения задачи или задач, которые ставит заказчик исполнителю. В данном случае исполнитель имеет возможность внести в бриф неограниченное число аспектов, то есть все то, что его интересует и поможет в качественном выполнении его работы.

В свою очередь заказчик без спешки, в спокойной обстановке заполняет бриф. По пунктам, которые для него не ясны, он может попросить разъяснение либо положиться на опыт разработчика.

Некоторые агентства предлагают клиентам самостоятельно сформировать бриф. Таким образом, они получают непосредственно ту информацию, которую хочет донести до них клиент. Однако, этого не всегда достаточно для начала разработки сайта, поэтому мы все же рекомендуем самостоятельно составить бриф и отправить его по e-mail клиенту.

Система «Вопрос-ответ»
voprosy_i_otvetyВзаимодействие с клиентом в режиме «вопрос-ответ» также позволяет получить детальную информацию. Такой опрос удобно провести в Google Таблицах. Преимущество этого способа коммуникации в том, что Вы в любой момент можете дополнить таблицу интересующим Вас вопросом, внести уточнения, объяснения и комментарии. Все это происходит оперативно и весьма наглядно.

Опрос в режиме «вопрос-ответ», впрочем, как и бриф, отлично подходят для взаимодействия в том случае, если клиентом выступает большая компания и приходится одновременно осуществлять коммуникацию сразу с несколькими сотрудниками, например, маркетологом, дизайнером, программистом и лицом, принимающим решением. Заполнение брифа и опроса проводится коллективно и в процессе согласовывается.

Общение online
obschenieЖивое общение – наиболее продуктивный способ понять требования и пожелания заказчика. К тому же разработчик с точки зрения профессионала может сразу объяснить, насколько целесообразны и реальны желания клиента. Для общения online очень удобно использовать Skype.

Сложности живого общения при удаленном сотрудничестве в том, что такой способ требует довольно много времени, которым не всегда располагает клиент. К тому же процесс может усложняться, если заказчиком выступает компания и нужно учитывать мнение сразу нескольких человек. Чтобы повысить эффективность, рекомендуем вести аудиозапись разговора, а также параллельно помечать основные аспекты.

С ситуацией недопонимания нам пришлось столкнуться в собственной практике.

Задача состояла в проектировании интернет-магазина оптовой продажи одежды в Беларуси. С заказчиком мы сотрудничали удаленно, поэтому приняли решение провести опрос в формате «вопрос-ответ», а его результаты обсудить более подробно в режиме online.

В качестве основных аспектов клиент выделил: форму захвата, блок преимуществ и отзывов на Главной странице. Все это указывало на то, что клиент хочет получить главную страницу в виде лендинга. Однако, напрямую уточнять это мы не стали, ведь, казалось, что все и так предельно ясно. Выполнив работу и продемонстрировав ее заказчику, выяснилось, что он хотел получить кардинально другой результат и никак ни лендинговую страницу.

Выявить ошибки недопонимания можно при своевременном согласовании и утверждении прототипа страниц. Ситуация, когда согласование с заказчиком запланировано уже после отрисовки дизайна по прототипу может привести к многочисленным ошибкам, возникшим в результате недопонимания. Их устранение будет стоить значительных финансовых и временных затрат. Именно поэтому активная, своевременная и регулярная коммуникация с заказчиков при удаленном сотрудничестве часто играет определяющую роль.