Каталог товаров и его грамотная реализация в интернет-магазине

Опубликовано 31.08.2016 · в Юзабилити

Правильная организация сайта так же, как и юзабилити интернет-магазина очень сильно зависит от специфики продукции, которая предлагается покупателю. Например, для узкоспециализированных магазинов вроде тех, что специализируются на продаже водоочистительных приборов, вполне достаточным будет 20-35 позиций. В то же время, как для магазина электроники эта цифра составит порядка 5000-10000 наименований.

В реальной жизни структуру интернет-магазина можно сравнить с дневником школьника, в котором можно предельно легко найти домашние задания и оценки за определенную неделю и день. Сначала нужно открыть соответствующий месяц, затем неделю и после этого день. Также предусмотрено разделение по предметам. Учителям, родителям и детям предельно просто ориентироваться. Грамотная реализация каталога позволит покупателю легко найти необходимый товар в огромном ассортименте, просто сужая запрос, как и школьник может быстро найти домашнее задание на определенный день.

Структура каталога в интернет-магазине

Интернет-магазин, безусловно, обладает определенной структурой, что и повышает, собственно, юзабилити каталога товаров. Действует это по принципу рекурсивной модели.

Говоря проще, существует 3 «уровня», которые сосуществуют вместе так же как матрешки, помещающиеся одна в другую. Рассмотрим этот принцип на примере кондитерского магазина.

Каталог 1-го уровня и список товаров:

  • украшение для тортов
  • кондитерский инвентарь
  • кондитерские формы

1р

Идем дальше:

Каталог 2-го уровня — «украшение для тортов»:

  •  Мастика сахарная
  •  Красители пищевые
  •  Присыпки
    и т.д.

3

Руководствуясь этим, клиент уточняет свой исходный запрос и формулирует его до предельно конкретного объекта. Если правильно и рационально настроить подобные структурные единицы, то не будет необходимости в дополнительных уровнях. Связано это с тем, что 2-3 таких уровня позволяют конкретизировать запрос клиента и при этом не утомить его бесконечными переходами.

Структура интернет-магазина:

Сложнее, чем может показаться, проще, чем Вы сейчас подумали.

Каталог должен содержать в себе, помимо прочего, еще и четко очерченные блоки, которые также влияют на удобство пользователей. К основным из них относятся:

  1. Навигация — хлебные крошки, то есть, определенные элементы сортировки.
  2. Категории. Как правило, они размещаются с левой стороны. Многие примеры наглядно показывают, что оптимальное количество таких категорий – 10, так как большая плотность негативно влияет на их восприятие покупателем. Еще одной важной особенностью является то, что все категории должны вместиться в размер экрана.
    Примером огромного количества категорий каталога и того, насколько это неудобно, можно посмотреть на сайте Связной.
    Иногда, когда это возможно, каталог размещают сразу под шапкой сайта. Такой вариант отлично подходит для небольшого количества категорий(и не планируется дальнейшее расширение каталога):
    ООО МИР ИНСТРУМЕНТА - надежный инструмент оптом – Yandex
  3. Дополнительные подкатегории. Данные блок содержится в категориях. Дополнительные подкатегории отображаются при взаимодействии с предыдущей «матрешкой» в очереди.
    вс
  4.  Иконки-инфографики. Удобный и эстетичный способ передать информацию, не используя при этом много слов. Мы рекомендуем не забывать о них, ведь они привлекают внимание пользователей.
    22
  5. Фильтр, работающий по взаимоисключающему принципу. Если даже достаточно узкому описанию товара соответствует слишком много позиций, этот инструмент просто необходим.
    Пример такого фильтра на сайте МВидео.
  6. Рабочее пространство. Данный блок занимает большую часть пространства в целом. Именно здесь и отображаются товары, соответствующие критериям поиска. Отображаются они в виде списка(с фото, без фото) или в виде плиток.
    й
    В виде списка с фото:
    ц
    В виде списка без фото:
    у
    Дополнение списка новыми элементами происходит или посредством пагинации (перелистывания условных страниц), либо с помощью кнопки «показать еще».
  7. SEO-блок. Краткая иллюстрированная информация все еще важна. Здесь можно разместить ёмкое, но информативное описание продукта, его характеристики и возможные преимущества. Блок важен для поискового продвижения сайта.

Итак, подытожим все вышесказанное

Хорошо структурированный и качественно наполненный интернет-магазин может привлечь ваших клиентов, но даже это не самое главное.

Основной критерий, формирующий успех – удобство в использовании.

Не стоит забывать о том, что всякий каталог должен быть понятен абсолютно любому пользователю интуитивно, что в результате позволит в значительной мере увеличить прибыль. Это означает, что его нельзя перенасыщать точно так же, как и нельзя оставлять пробелы. Здесь можно сослаться на правило «золотой средины».
Ответственный подход к созданию правильного каталога пойдет на благо любому сайту вне зависимости от того, какие именно позиции на нем предлагаются.